1900 год, год начала нового XX века, стал для Парижа годом нового триумфа: официально открылась первая станция метро, омнибус на паровой тяге представлен, как передовое изобретение, а 15 апреля стартовала Всемирная выставка, целью которой было продемонстрировать научно-технические и прочие достижения стран. Выставку посетило более 50 миллионов человек. Люди были воодушевлены будущим. Ещё ничего не предвещало первой и второй мировых войн, Октябрьской революции и свержения монархии в России, Великой депрессии в Америке. Души были полны светлых и радостных ожиданий, чему способствовали весна в Париже и господство стиля Арт-нуво, полное изящества линий, красоты и чувственности женщин, тонкого ощущения роскоши. На улице Руаяль открылся новый ювелирный дом Фуке, над фасадом которого работал великий и чрезвычайно популярный художник Альфонс Муха. Публика была в восторге от внешнего и внутреннего дизайна, наполненного декором с «женщинами Мухи», природными и цветочными мотивами. Изысканная мебель, оригинальные витрины, витражи, камин, фонтан, мозаичный пол - салон больше напоминал дворец Принцессы Грёзы, чем лавку ювелира. Сама Сара Бернар, основательница и ведущая актриса Театра Возрождения, «божественная Сара», живая легенда, все ещё прекрасная, несмотря на возраст «слегка за 50», появилась на открытии под руку с новым юным кавалером. Сара уже более семи лет покровительствовала Мухе: сотрудничество с театром принесло художнику дополнительную известность, а Бернар не только выглядела на афишах Мухи на 20 лет моложе и 20кг стройнее, но разрекламировала свой театр, сделав его актуальным и модным в глазах Парижского бомонда. Жорж Фуке и Альфонс Муха принимали знаменитостей с размахом, достойным построенного дворца. Юные девушки в костюмах фей: в полупрозрачных платьях, с развевающими волосами с вплетенными туда живыми цветами, напудренными и накрашенными лицами (производители пудры, косметики и духов, которые заказывали рекламу у Мухи также не упустили свой шанс), надевали на вошедших венки и гирлянды, угощали шампанским и шоколадом. Приглашённый оркестр играл живую музыку. В витринах переливались и играли красками драгоценности и золото, отражая блики света. Всё пространство вокруг словно дышало, пело, звучало и заставляло сердце замирать от предвкушения радости и неизведанного счастья, наслаждаясь изысканностью эстетического представления. Пятидесятилетняя Сара, беседовавшая с Жоржем и Альфонсом, покровительственно поглядывала на своего юного протеже сквозь игристое содержимое тонкого бокала. Драматург-любитель, не талантливый, но активный, самоуверенный и со смазливым личиком. Конечно, она не испытывала иллюзий для чего он рядом с ней, но внимание двадцатилетнего пылкого юноши ей льстило. Впрочем, в меру. О ней - о мере - известная женщина в возрасте Сары никогда не должна забывать, чтобы не стать одной из тех, над которыми потом потешается весь Париж. А потому Сара ещё не решила: хочет сделать юношу своим постоянным любовником или нет, и не спешила представлять именитым гостям. Муж Бернар скончался 10 лет назад, но пережитый с ним кошмар: долги, сторонние любовные связи, и, под конец, наркотики - всё ещё отзывался болью. Впрочем, несмотря на всю боль, она всё ещё носила официальное имя Бернар-Дамала, по мужу, хоть и скрывала это. Трудно забыть любовь всей твоей жизни… С тех пор у Сары не было ни одной длительной любовной связи, что для актрисы её класса и уровня просто непозволительно. Так, может, пора? -Сара, дорогая, - Луиза Аббема, художница и лучшая подруга, претендующая, как и все, кого касалось невероятное обаяние Бернар, на большее, подошла с бокалом, оттеснив актрису от ювелира и художника, проследила взглядом за взглядом Сары, - Ты всё ещё хочешь его? -Может, сейчас самое время? Луиза фыркнула. -Имели ли смысл эти 10 лет светского целибата, чтобы вернуться в любовный бомонд с посредственностью? -Ну, почему же. Как юноша он весьма мил. -Выйди из этого салона, подними руку и таких «весьма милых юношей» у тебя тут же будет больше, чем гостей Парижа на Всемирной ярмарке! Он не твоего класса, милая. Тебе стоило бы завести себе кого-то богатого и влиятельного, пусть и не слишком молодого. -Я устала от шестидесятилетних стариков! -Присмотрись к русскому князю. Он ещё вполне молод, крепко сложен, к тому же монархическое покровительство развивающейся империи пойдёт на пользу твоему имиджу. А что есть у этого мальчика, кроме смазливого личика и того, что он прячет под пряжкой брюк? Кстати, если не ошибаюсь, брюки ему купила ты? Сара скривилась. В глазах Луизы скакали бесенята: -О, он идёт сюда, этот непревзойдённый образец юношеской милоты, прокладывая себе дорогу через тела юных нимф. Кстати, эти взгляды на нимф кого-то мне напоминают, уж не покойного ли Жака. Прости Сара, я думала ты уже проходила через это до отвращения… Ой, кажется, твой Адонис решил взять быка за рога и представиться сам. Сейчас мы его услышим. Луиза хихикнула и опустила глаза, чтобы пригубила шампанское и скрыть ехидную усмешку. -Сара, восхитительная моя! Молодой человек так громко выкрикнул её имя, что Альфонс Муха и Жорж Фуке оглянулись. Луиза демонстративно закашлялась на слове «моя», но быстро исправилась, продемонстрировав любезную улыбку. -Люсьен Клема, - Сара, вынужденная представить самонадеянного кавалера, была раздосадована, - Луиза Аббема, Жорж Фуке, Альфонс Муха. -О, сам Альфонс Муха, мечтал с Вами познакомиться, о Вас говорит весь Париж! Великолепные работы, а Ваша реклама бесподобна! Как говорят: «Иллюстрировал Муха, Значит будет продаваться, Хоть уха, а хоть труха». Мужчины засмеялись, Сара была готова провалиться под землю от стыда. -Поэт? - спросил Муха, многозначительно поглядывая на Сару, - Сами сочинили? -Только что. Драматург, - поправил молодой человек, не замечая того, что произвёл отнюдь не благоприятное впечатление. -Что ж, в компании Сары у вас большое будущее, - ответил встречным рукопожатиям Жорж. Луиза благосклонно приняла поцелуй руки от Люсьена, но, сославшись на необходимость поприветствовать знакомых, исчезла в толпе гостей салона. -По-моему, я произвёл на них впечатление,-самодовольно ухмыльнулся Люсьен, взяв Сару под локоток, разглядывая при этом каждую проходящую мимо юную нимфу с подносом. -О, да, - уголоки рта Бернар чуть опустились вниз, но, как женщина и настоящая актриса, она нашла в себе силы улыбнуться, - Ты даже не представляешь всю сокрушительную силу этого впечатления. Этим же вечером Сара покинула салон в экипаже русского князя. Через неделю тело Люсьена выловили из Сены: полиция признала самоубийство. Погребли его на окраине Парижа в безымянной могиле близ пруда под мрачным дубом. Изредка приходит туда одинокий путник посидеть на лавочке и предаться печальным мыслям. В глазах путника отражается гладь пруда, ветви дуба шелестят над головой, скорбя об ушедших душах и несчастных влюблённых. Мать Люсьена не выдержав известия о кончине сына, обезумела, разорвала одежды и полунагая ходила по деревне под Парижем, откуда они родом, пока не слегла от простуды и не скончалась тоже. Дом их опустел и заброшен, селяне боятся даже заходить туда, полные суеверий: «Там не ветер в окнах стонет, там воют неупокоенные души Люсьена и его матери»! Сара же так и не сошлась с русским князем, и продолжила свою карьеру. В 1910 году на гастролях в США она познакомилась с актером Лу Теллегеном, который стал её последней настоящей любовью, хотя и был значительно моложе. #пишипропалоesc_9 #пишипропало_juuly #следуй_за_штормом Картинки: Реклама в стиле Арт-нуво от А.Муха: Крекеры «Флирт» и детское питание от «Нестле». Фото: Сара Бернар Основано на фактах биографии А.Мухи и Сары Бернар, информация взята из открытых источников.

Теги других блогов: ювелирный дом Париж Арт-нуво